logo
г. Минск, пер. Краснозвездный, 12, 3 этаж
email: nca@nca.by
8 (017) 285 39 26
8 (017) 294 81 53
Развитие системы государственной регистрации. Статистика. Аналитика.

Система государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – система государственной регистрации) в современном виде создавалась в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации). Закон о государственной регистрации вступил в силу с 8 мая 2003 года. В 2016 году системе государственной регистрации исполнилось 13 лет.

 

Система государственной регистрации непрерывно развивалась, достигая новых качеств и предоставляя своим клиентам услуги. За период существования системы действует уже третья Программа развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: период с 2003 по 2008, с 2009 по 2013, с 2014 по 2018 годы.

 

К настоящему времени достигнуты следующие значимые показатели развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним:

 

1. Создана стройная система организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним. Система состоит из:

 

Специально уполномоченного органа государственного управления

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

Республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

ГУП «Национальное кадастровое агентство»

Территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним

 

РУП «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Могилевская агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

 

2. Впервые в Республике Беларусь был создан единый информационный ресурс о недвижимом имуществе, в котором содержится информация о земельных участках, капитальных строениях, незавершенных законсервированных капитальных строениях, изолированных помещениях, машино-местах, предприятиях как имущественных комплексах, правах на них и сделках с ними –Единый государственный регистр недвижимого имущества прав на него и сделок с ним (далее – ЕГРНИ). Наполнение ЕГРНИ как информационного ресурса осуществляется посредством совершения регистрационных действий и внесения исправлений в документы ЕГРНИ в соответствии с действующим законодательством. В 2009 году ЕГРНИ признан базовым информационным ресурсом государства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.05.2009 № 673).

 

Состав ЕГРНИ и динамика его изменения в 2012-2015 годах

 

Виды недвижимости

2012

2013

2013

2014

2014

2015

2015

Кол-во

Кол-во

% к 2012

Кол-во

% к 2013

Кол-во

% к 2014

Земельные участки

1 829 987

1 953 565

107%

2 094 870

 

107%

2 269 454

108%

Капитальные строения с учетом незавершённых законсервирован-ных капитальных строений

2 003 389

2 081 608

104%

2 177 160

 

104%

2 255 748

103%

Изолированные помещения с учётом машино-мест

2 323 845

2 456 927

106%

2 651 085

 

108%

2 750 467

103%

Итого

6 157 221

6 492 100

105%

6 923 115

107%

7 275 669

105%

 

 

По состоянию на 31.12.2015 ЕГРНИ содержал следующее количество зарегистрированных сделок купли-продажи объектов недвижимости, повлекших переход права собственности:

Регистрационные округа

Количество

Брестская область

15 632

Витебская область

13 286

Гомельская область

16 391

Гродненская область

14 566

г. Минск

22 967

Минская область

23 745

Могилевская область

11 901

Республика Беларусь

118 488

 

 

По состоянию на 30.04.2016 ЕГРНИ содержал следующие сведения об объектах недвижимости:

 

Регистрационные

округа

Земельные участки

Капитальные

строения

Изолированные

помещения

Всего

Брестская область

386026

395914

327978

1109918

Витебская область

292832

324472

340703

958007

Гомельская область

347211

338227

389237

1074675

Гроднеская область

286956

292161

262897

842014

г.Минск

39409

47825

839204

926438

Минская область

697919

561251

354758

1613928

Могилевская область

275022

320176

267885

863083

Республика Беларусь

2325375

2280026

2782662

7388063

 

 

Наполнение ЕГРНИ осуществлялось двумя путями.

·  Формирование документов ЕГРНИ путем перенесения информации о произведенных ранее государственных регистрациях недвижимого имущества и прав на него, содержащихся в организациях, ранее занимавшихся государственной регистрацией и учетом недвижимости в Республике Беларусь. Такое формирование предусмотрено статьей 73 Закона о государственной регистрации.

·  Внесение информации в ЕГРНИ путем совершения регистрационных действий.

 

В настоящее время обновление ЕГРНИ осуществляется не реже 1 раза в час.

 

На сегодняшний день ЕГРНИ является сложным взаимосвязанным информационным ресурсом. В составе ЕГРНИ функционирует значительное количество реестров и регистров (реестр регистраторов, реестр специалистов по технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, реестр классификаторов, удостоверяющий центр, система обмена электронными документами, реестр организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним и др). Создана и аттестована система защиты информации ЕГРНИ.

 

3. Впервые в Республике Беларусь создан институт регистраторов недвижимости. К регистратору недвижимости законодательством предъявляются требования (образование, обязательность стажировки, обязательность аттестации). Регистраторы недвижимости наделены исключительным правом в Республике Беларусь вносить информацию в ЕГРНИ. В настоящее время в Республике Беларусь действует 750 регистраторов недвижимости, а всего за тринадцатилетний период в системе государственной регистрации работало 1702 регистратора недвижимости.

 

4. При помощи аппаратно-программного комплекса системы государственной регистрации оказываются электронные услуги участникам рынка недвижимости и обществу в реальном масштабе времени путем обеспечения предоставления дистанционного доступа к ЕГРНИ или оказание отложенной электронной услуги. За 2015 год обработано около 6 900 000 бесплатных запросов уполномоченных государственных органов к центральной базе данных примерно от 6000 пользователей. Если бы соответствующие государственные органы получали указанные сведения за плату в виде бумажных выписок, расходы бюджета на эти цели составили бы 124 миллиарда рублей (и это без учета стоимости почтовых расходов и потерь времени на пересылку).

 Организован доступ через Интернет всех заинтересованных лиц к Публичной кадастровой карте. В пиковые периоды (после презентации запуска в 2014 году тестовой версии данной системы на телевидении)  – до 10 000 запросов в день. Для сравнения, за 2014 год всего обратилось 63,3 тысячи пользователей из 80 стран мира, а за 2015 год – 136 тысяч пользователей из 111 стран мира.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07 2014 № 737 «О комплексе мер по стимулированию развития инфраструктуры рынка земли и либерализации земельных отношений» 11 декабря 2015 года Публичная кадастровая карта была принята в промышленную эксплуатацию. В настоящее время Публичная кадастровая карта функционирует как Геоинформационная система для предоставления бесплатного открытого доступа к пространственным данным ЕГРНИ, адресного реестра, регистра стоимости, реестра административно-территориальных и территориальных единиц.

 

 

Объем Е-услуг и динамика их изменения по годам приведены в таблице

 

Способ предоставления

2012 г.

2013 г.

2014

2015

Кол-во

Кол-во

к 2012 г.,%

Кол-во

к 2013 г.,%

Кол-во

к 2014 г.,%

Интернет, он-лайн, GZK.NCA.BY

375 043

714 141

190%

977 000

137%

1 470 000

150%

Интернет, офф-лайн, SUPPORT.NCA.BY:8888/NKA_ES.NSF

247 484

310 262

125%

256 840

83%

341 830

133%

Интернет, он-лайн, www. OZ.NCA.BY

16 613

(9 898 ЭД)

48 802

(18 772 ЭД)

294%

(190%

ЭД)

49 583

(11 749 ЭД)

101%

(62% ЭД)

10 864

(3 479 ЭД)

22%

(29% ЭД)

Локальные и корпоративные сети внешних организаций

5 946 326

6 253 194

105%

6 029 851

96%

7 164 671

118%

Итого

6 588 466

7 345 171

111%

7 313 274

99,5%

8 987 365

122%

 

5. Совершение регистрационных действий – один из самых значимых этапов формирования системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В 2003 году Законом о государственной регистрации законодателем был установлен максимальный срок совершения регистрационных действий: 14 рабочих дней.

С 30 января 2015 года для совершения регистрационных действий в отношении большинства объектов недвижимого имущества действуют следующие сроки:

- 5 рабочих дней (общий срок);

- 7 рабочих дней - если объекты недвижимого имущества расположены на территории более одного регистрационного округа;

- 1 рабочий день - если регистрационные действия совершаются в срочном порядке и заявление о государственной регистрации зарегистрировано в журнале регистрации таких заявлений до 16.00 часов (ранее возможность совершения регистрационных действий в срочном порядке не была предусмотрена);

- в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций срок регистрации, как и ранее, составляет 1 месяц.

 

6. Создана система управления качеством совершения регистрационных действий и работ по технической инвентаризации и проверок характеристик недвижимого имущества. Функционирует программа дистанционного тестирования специалистов по технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества.

 

Создана комплексная система управления качеством совершения регистрационных действий, состоящая из подсистем:

а) кадрового обеспечения: включает в себя действующую комиссию по аттестации регистраторов; институт стажеров регистраторов; требования к квалификационной характеристике регистраторов; реестр регистраторов;

б) управления совершением регистрационных действий: включает в себя комплекс нормативных правовых актов и документов методологического характера; комплекс мер по дистанционной поддержке принятия решений регистраторами, систему обмена электронными документами;

в) мониторинга за правильностью совершения регистрационных действий: включает в себя как сам мониторинг правильности совершения регистрационных действий, так и комиссию по рассмотрению результатов мониторинга регистрационных действий;

г) повышения квалификации регистраторов: включает в себя курсы повышения квалификации регистраторов, техническую учебу.

 

7. Впервые в Республике Беларусь осуществлено нормирование целостности данных ЕГРНИ как информационного ресурса. На постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на поддержание и восполнение уровня целостности ЕГРНИ, достижения и поддержания целостности данных ЕГРНИ на уровне «отличный».

 

8. В 2015 году система государственной регистрации продолжала развиваться с учётом мировой тенденции развития системы электронных архивов и оборота электронных документов.

Замена бумажных архивов на цифровые – одна из важнейших задач совершенствования отечественной системы государственной регистрации. Преобразование регистрационных дел в электронный вид дает множество преимуществ: экономию площадей в зданиях, бумаги, дистанционный поиск документов, экстерриториальность государственной регистрации, экономию на мерах противопожарной безопасности и др.

Данный процесс носит эволюционный характер и основан на создании специализированной архивной открытой информационной системы (далее – АОИС).

В 2015 году проводились работы по сопровождению процесса внедрения архива электронных документов. На основании проводимой эксплуатации в пилотных зонах аккумулировались предложения по развитию АОИС, учитывались процессы наполнения базы, ее быстродействия. Для решения поставленных задач специалистами ГУП «Национальное кадастровое агентство» и агентств по государственной регистрации и земельному кадастру осуществлялся комплекс организационных и программно-технических мероприятий. В 2015 году фактически все агентства по государственной регистрации и земельному кадастру перешли к формированию собственных электронных архивов.

Указанные достижения позволили сократить сроки совершения регистрационных действий преимущественно до 2 рабочих дней (в некоторых случаях время совершения регистрационных действий не превышает 1 часа), сформировать стоимость услуги по государственной регистрации, не зависящую от стоимости права собственности, а также максимально сократить число административных процедур при совершении регистрационных действий.

 

9. Результат анализа о количестве и категории дел, рассмотренных судами первой инстанции в 2015 году по вопросам, связанным с недвижимым имуществом.

 

Одним из критериев оценки общего качества системы управления земельными ресурсами страны в рамках отчета Всемирного банка «Ведение бизнеса» является наличие в публичном доступе информации о количестве земельных споров, рассматриваемых судами первой инстанции. Для освещения данного вопроса Верховным Судом Республики Беларусь предоставлен результат анализа о количестве и категории дел, рассмотренных судами первой инстанции в 2015 году по вопросам, связанным с недвижимым имуществом.

 

Категория дела

Всего окончено

Из них с вынесением решения

С удовлетворением иска

Прекращено

Оставлено без рассмотрения

Передано в другие суды

По земельным спорам (по жалобам и по искам)

1122

839

642

199

80

4

О признании права собственности на жилые дома, квартиры

1917

1466

1226

381

60

10

О разделе жилых помещений

586

276

207

282

24

4

О признании сделок с квартирами недействительными (обмен, купля-продажа и т.д.) и применении последствий недействительности сделок

350

263

167

64

19

4

По спорам, связанным с жилой площадью, принадлежащей ЖСК, ЖК, коллективам индивидуальных застройщиков, вытекающим из создания объекта долевого строительства

260

151

104

81

11

17

 

 

Достижения системы государственной регистрации не остались незамеченными международным сообществом. Всемирный Банк и Международная финансовая корпорация ежегодно определяют рейтинг инвестиционной привлекательности стран по различным показателям: основание бизнеса, разрешение на строительство, возможность получения кредита, платежи налогов и др. По каждому показателю в отдельности, а также по их совокупности 189 странам присваивается определенный рейтинг. Один из критериев оценки – система «Регистрация собственности».

 

Рейтинг «Регистрация собственности», прежде всего, определяется по таким критериям как стоимость и срок совершения регистрационных действий, количество необходимых для этого процедур, индекс качества земельного администрирования.

С учетом того, что после проведения исследования в 2014 году была изменена методология оценки экономик стран по показателю «Регистрация собственности», в частности, был введен новый критерий оценки «Земельное администрирование»: «Вопросы по общему качеству системы управления земельными ресурсами» (сейчас – «Индекс качества земельного администрирования»), был пересчитан рейтинг за 2014 год, в результате чего Республика Беларусь заняла 6 место в мире.

Согласно отчету Всемирного Банка «DoingBusiness-2016» Беларусь по критерию «Регистрация собственности» заняла в рейтинге стран 7-е место в мире.   Совокупный рейтинг по этому показателю у Республики Беларусь составил 90,53, что выше по сравнению с прошлым рейтингом «DoingBusiness-2015» на 0,11*.

 

*(Данный показатель измерения позволяет проследить удаленность каждой страны от «передового рубежа» - то есть от наилучшего результата по каждому из показателей «Ведения бизнеса» - по всем странам, входящим в исследование «Ведение бизнеса» с самого начала включения каждого из индикаторов в исследование «Ведение бизнеса». Удаленность каждой страны от «передового рубежа» измеряется по шкале от 0 до 100, где 0 представляет наихудший результат, а 100 представляет «передовой рубеж») 

 

В тоже время система государственной регистрации стремится к дальнейшему совершенствованию. В настоящее время этот процесс происходит в соответствии с Программой развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014 – 2018 годы. В Программе приведены ориентиры развития системы государственной регистрации, необходимые усовершенствования, оптимизация бизнес-процессов. Ознакомиться с Программой развития и Пояснительной запиской к ней возможно, перейдя по нижеприведенным ссылкам.

Программа развития системы государственной регистрации недвижимого имущества на 2014-2018 годы

Пояснительная записка к Программе развития системы государственной регистрации недвижимого имущества на 2014-2018 годы

ГУП «Национальное кадастровое агентство» ежегодно подготавливает для всеобщего сведения показатели системы государственной регистрации и представляет их в виде Годовых отчетов. С отчетами за предыдущие периоды можно ознакомиться, перейдя по приведенным ссылкам.

Годовой отчет 2010

Годовой отчет 2011

Годовой отчет 2012

Годовой отчет 2013

Годовой отчет 2014

Годовой отчет 2015