logo
г. Минск, пер. Краснозвездный, 12, 3 этаж
email: nca@nca.by
8 (017) 285 39 26
8 (017) 294 81 53
Развитие системы государственной регистрации. Статистика. Аналитика.

Архив за 2017 год

Система государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – система государственной регистрации) в современном виде создавалась в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации). Закон о государственной регистрации вступил в силу с 8 мая 2003 года.

 

Система государственной регистрации непрерывно развивалась, достигая новых качеств и предоставляя своим клиентам услуги. За период существования системы действует уже третья Программа развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: период с 2003 по 2008, с 2009 по 2013, с 2014 по 2020 годы.

 

К настоящему времени достигнуты следующие значимые показатели развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним:

 

1. Создана стройная система организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним. Система состоит из:

Специально уполномоченного органа государственного управления

 

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

 

Республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

 

ГУП «Национальное кадастровое агентство»

 

Территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним

 

РУП «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

 

 

2. Впервые в Республике Беларусь был создан единый информационный ресурс о недвижимом имуществе, в котором содержится информация о земельных участках, капитальных строениях, незавершенных законсервированных капитальных строениях, изолированных помещениях, машино-местах, предприятиях как имущественных комплексах, правах на них и сделках с ними – Единый государственный регистр недвижимого имущества прав на него и сделок с ним (далее – ЕГРНИ). Наполнение ЕГРНИ как информационного ресурса осуществляется посредством совершения регистрационных действий и внесения исправлений в документы ЕГРНИ в соответствии с действующим законодательством. В 2009 году ЕГРНИ признан базовым информационным ресурсом государства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673).

 

Состав ЕГРНИ и динамика его изменения в 2014-2018 годах

Виды недвижимости

 

2014

2014

 

2015

 

2015

 

2016

 

2016

 

2017

 

2017

2018

2018

Кол-во

% к 2013

Кол-во

% к 2014

Кол-во

% к 2015

Кол-во

% к 2016

Кол-во

% к 2017

Земельные участки

2 094 870

 

107

 

2 269 454

108

2 404 844

106

2 493 525

 

104

 

2 570 515

103

Капитальные строения с учетом незавершенных законсервированных капитальных строений

 

2 177 160

 

104

 

2 255 748

103

 

2 324 300

103

 

2 381 998

 

102

 

2 440 639

102

Изолированные помещения с учетом машино-мест

 

2 651 085

 

108

 

2 750 467

 

103

 

2 844 052

 

103

 

2 905 497

 

102

2 957 330

 

102

Итого

 

6 923 115

 

107

 

7 275 669

 

105

 

7 573 196

 

104

 

7 781 020

 

103

7 968 484

 

102

 

По состоянию на 31.12.2018 ЕГРНИ содержал сведения о следующем количестве зарегистрированных сделок купли-продажи объектов недвижимости, повлекших переход права собственности:

 

Наименование регистрационного округа

Количество

Брестская область

12 478

Витебская область

11 950

Гомельская область

12 157

Гродненская область

10 295

г.Минск

19 586

Минская область

23 185

Могилевская область

9 164

Республика Беларусь

98 815

 

Наполнение ЕГРНИ осуществлялось двумя путями.

·  Формирование документов ЕГРНИ путем перенесения информации о произведенных ранее государственных регистрациях недвижимого имущества и прав на него, содержащихся в организациях, ранее занимавшихся государственной регистрацией и учетом недвижимости в Республике Беларусь. Такое формирование предусмотрено статьей 73 Закона о государственной регистрации.

·  Внесение информации в ЕГРНИ путем совершения регистрационных действий.

 

В настоящее время обновление ЕГРНИ осуществляется не реже 1 раза в час.

 

На сегодняшний день ЕГРНИ является сложным взаимосвязанным информационным ресурсом. В составе ЕГРНИ функционирует значительное количество реестров и регистров (реестр регистраторов, реестр специалистов по технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, реестр классификаторов, система обмена электронными документами, реестр организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним и др). Создана и аттестована система защиты информации ЕГРНИ.

 

3. Впервые в Республике Беларусь создан институт регистраторов недвижимости. К регистратору недвижимости законодательством предъявляются требования (образование, обязательность стажировки, обязательность аттестации). Регистраторы недвижимости наделены исключительным правом в Республике Беларусь вносить информацию в ЕГРНИ. В настоящее время в Республике Беларусь действует 668 регистратора недвижимости, а всего за пятнадцатилетний период в реестр регистраторов была внесена информация о 1795 регистраторах недвижимости.

 

4. При помощи аппаратно-программного комплекса системы государственной регистрации оказываются электронные услуги участникам рынка недвижимости и обществу в реальном масштабе времени путем обеспечения предоставления дистанционного доступа к ЕГРНИ или оказание отложенной электронной услуги.

Организован доступ через Интернет всех заинтересованных лиц к Публичной кадастровой карте Республики Беларусь (далее - Публичная кадастровая карта). В пиковые периоды (после презентации запуска в 2014 году тестовой версии данной системы на телевидении)  было до 10 000 запросов в день. Для сравнения, за 2014 год всего обратилось 63,3 тысячи пользователей из 80 стран мира, включая Республику Беларусь, а за 2015 год – 136 тысяч пользователей из 111 стран мира. В 2016 году было направлено более 226 тысяч запросов от 61 тысячи 139 пользователя из 96 стран мира. В 2017 году к Публичной кадастровой карте обратилось 79 709 пользователей из 101 страны, направив в целом 306 442 запроса. В 2018 году к Публичной кадастровой карте обратилось 100 803 пользователя из 99 стран, направив в целом 406 728 запросов. Каждый месяц к Публичной кадастровой карте обращается более 8400 пользователей.

 

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2014 г. № 737 «О комплексе мер по стимулированию развития инфраструктуры рынка земли и либерализации земельных отношений» 11 декабря 2015 г. Публичная кадастровая карта была принята в промышленную эксплуатацию. В настоящее время Публичная кадастровая карта функционирует как геоинформационная система для предоставления бесплатного открытого доступа к пространственным данным Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; Реестра адресов Республики Беларусь; регистра стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра; единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.

 

Объем Е-услуг за 2018 год приведен в таблице

Наименование информационного ресурса

Количество предоставленных доступов за 2018

Количество пользователей по состоянию на 31.12.2018

Количество обращений/предоставленных сведений к базе данных регистра в 2018

1. Автоматизированная информационная система обмена электронными документами между организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и внешними пользователями

NKA_E_SERVICES, в том числе

195

1 488

68 391

2. Системы дистанционного доступа к регистру недвижимости

(NKA_Remote, OZ.NCA.BY, GZK.NCA.BY, info.nca.by), в том числе

1 799

9 269

13 680 559

3. Информационное взаимодействие с автоматизированными информационными системами

0

2

8 248 061

4. Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС)

112

1 767

962 315

5. Информационное взаимодействие с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь

0

1

7 300 000

Всего

2 106

12 526

26 658 378

 

5. Совершение регистрационных действий – один из самых значимых этапов формирования системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В 2003 году Законом о государственной регистрации законодателем был установлен максимальный срок совершения регистрационных действий: 14 рабочих дней.

С 30 января 2015 г. для совершения регистрационных действий в отношении большинства объектов недвижимого имущества действуют следующие сроки:

- 5 рабочих дней (общий срок);

- 7 рабочих дней - если объекты недвижимого имущества расположены на территории более одного регистрационного округа;

- 2 рабочих дня – в случае совершения регистрационных действий в ускоренном порядке;

- 1 рабочий день - если регистрационные действия совершаются в срочном порядке и заявление о государственной регистрации подано гражданином и зарегистрировано в журнале регистрации таких заявлений до 16.00 часов, подано индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом не менее чем за два часа до окончания установленного в организации рабочего времени (с 11.06.2017)  (ранее возможность совершения регистрационных действий в срочном порядке не была предусмотрена);

- в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций срок регистрации, как и ранее, составляет 1 месяц.

 

6. Создана система управления качеством совершения регистрационных действий и работ по технической инвентаризации и проверок характеристик недвижимого имущества. Функционирует программа дистанционного тестирования специалистов по технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества.

 

Создана комплексная система управления качеством совершения регистрационных действий, состоящая из подсистем:

а) кадрового обеспечения: включает в себя действующую комиссию по аттестации регистраторов; институт стажеров регистраторов; требования к квалификационной характеристике регистраторов; реестр регистраторов;

б) управления совершением регистрационных действий: включает в себя комплекс нормативных правовых актов и документов методологического характера; комплекс мер по дистанционной поддержке принятия решений регистраторами, систему обмена электронными документами;

в) мониторинга правильности совершения регистрационных действий: включает в себя как сам мониторинг правильности совершения регистрационных действий, так и комиссию по рассмотрению результатов мониторинга регистрационных действий;

г) повышения квалификации регистраторов: включает в себя курсы повышения квалификации регистраторов, техническую учебу.

 

7. Впервые в Республике Беларусь осуществлено нормирование целостности данных ЕГРНИ как информационного ресурса. На постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на поддержание и восполнение уровня целостности ЕГРНИ, достижения и поддержания целостности данных ЕГРНИ на уровне «отличный».

 

8. В 2018 году система государственной регистрации продолжала развиваться с учетом мировой тенденции развития системы электронных архивов и оборота электронных документов. В 2018 году в законодательство введено понятие электронной копии документа на бумажном носителе, а также внесены изменения, согласно которым подлинники документов, представленные заявителем для осуществления государственной регистрации, истребованные на бумажном носителе, сканируются и после подписания электронной цифровой подписью регистратора вносятся в регистрационное дело в виде электронных копий документов на бумажном носителе.

Замена бумажных архивов на цифровые – одна из важнейших задач совершенствования отечественной системы государственной регистрации. Преобразование регистрационных дел в электронный вид дает множество преимуществ: экономию площадей в зданиях, бумаги, дистанционный поиск документов, экстерриториальность государственной регистрации, экономию на мерах противопожарной безопасности и др.

Данный процесс носит эволюционный характер и основан на создании специализированной архивной открытой информационной системы (далее – АОИС).

В 2018 году проводились работы по сопровождению процесса внедрения архива электронных документов. На основании проводимой эксплуатации в пилотных зонах аккумулировались предложения по развитию АОИС, учитывались процессы наполнения базы, ее быстродействия. Для решения поставленных задач специалистами ГУП «Национальное кадастровое агентство» и агентств по государственной регистрации и земельному кадастру осуществлялся комплекс организационных и программно-технических мероприятий. В 2018 году фактически все агентства по государственной регистрации и земельному кадастру продолжили наполнять собственные электронные архивы, к формированию которых приступили в 2015 году.

Указанные достижения позволили сократить сроки совершения регистрационных действий преимущественно до 2 рабочих дней (в некоторых случаях время совершения регистрационных действий не превышает 1 часа), сформировать стоимость услуги по государственной регистрации, не зависящую от стоимости права собственности, а также максимально сократить число административных процедур при совершении регистрационных действий.

 

9. Законом Республики Беларусь от 8 января 2018 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» в систему государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним введен новый субъект: авторизованный посредник*.

* оказывает гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам услуги, связанные с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, внесением исправлений в документы ЕГРНИ, внесением отметок в регистрационную книгу, предоставлением сведений и документов из ЕГРНИ посредством электронного взаимодействия с организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Стать авторизованным посредником может адвокат, риэлтерская организация, юридическое лицо, уполномоченное должностное лицо которого подписало документ, являющийся основанием для государственной регистрации, а также нотариус или другое должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия.

 

По состоянию на 31.12.2018 их насчитывается 6 (2 застройщика, 3 риэлтерских организации и 1 адвокат). В целях обеспечения электронного взаимодействия авторизованных посредников и системы государственной регистрации недвижимого имущества ГУП «Национальное кадастровое агентство» разработано и внедрено специальное программное обеспечение.

В течение 2018 года авторизованными посредниками в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним направлено 2 пакета документов для совершения регистрационных действий.

 

10. Результат анализа о количестве и категории дел, рассмотренных судами первой инстанции в 2018 году по вопросам, связанным с недвижимым имуществом.

 

Одним из критериев оценки общего качества системы управления земельными ресурсами страны в рамках отчета Всемирного банка «Ведение бизнеса» является наличие в публичном доступе информации о количестве земельных споров, рассматриваемых судами первой инстанции. Для освещения данного вопроса Верховным Судом Республики Беларусь предоставлен результат анализа о количестве и категории дел, рассмотренных судами первой инстанции в 2018 году по вопросам, связанным с недвижимым имуществом.

 

Категория дел

Всего окончено

Из них с вынесением решения

С удовлетворением иска

Прекращено

Оставлено без рассмотрения

Передано в др. суды

По земельным спорам (по жалобам и искам)

1 061

801

595

199

60

1

О признании права собственности на жилые дома, квартиры

1 184

892

751

264

18

10

О разделе жилых помещений

497

241

197

217

27

12

О признании сделок с квартирами недействительными (обмен, купля-продажа и т.д.) и применении последствий недействительности сделок

353

288

161

49

14

2

По спорам, связанным с жилой площадью, принадлежащей жилищно-строительным кооперативам, коллективам индивидуальных застройщиков, вытекающим из создания объекта долевого строительства

155

100

79

44

11

0

О расторжении договора найма жилого помещения

1 993

1 614

1 431

339

36

4

О признании права пользования жилым помещением

91

76

62

14

1

0

Об установлении порядка пользования и изменения договора найма жилых помещений

262

184

153

69

9

0

О выселении с предоставлением другого жилого помещения

195

152

125

37

6

0

О выселении без предоставления другого жилого помещения

4 638

3 642

3 208

926

63

7

Другие жилищные дела

1 808

1 383

1 178

386

36

3

Достижения системы государственной регистрации не остались незамеченными международным сообществом. Всемирный Банк и Международная финансовая корпорация ежегодно определяют рейтинг инвестиционной привлекательности стран по различным показателям: основание бизнеса, разрешение на строительство, возможность получения кредита, платежи налогов и др. По каждому показателю в отдельности, а также по их совокупности 190 странам присваивается определенный рейтинг. Один из критериев оценки – система «Регистрация собственности».

 

Рейтинг «Регистрация собственности», прежде всего, определяется по таким критериям как стоимость и срок совершения регистрационных действий, количество необходимых для этого процедур, индекс качества земельного администрирования.

С учетом того, что после проведения исследования в 2014 году была изменена методология оценки экономик стран по показателю «Регистрация собственности», в частности, был введен новый критерий оценки «Земельное администрирование»: «Вопросы по общему качеству системы управления земельными ресурсами» (сейчас – «Индекс качества земельного администрирования»), был пересчитан рейтинг за 2014 год, в результате чего Республика Беларусь заняла 6 место в мире.

Согласно отчету Всемирного Банка «Doing Business-2016» Беларусь по критерию «Регистрация собственности» занимала в рейтинге стран 7-е место в мире. Благодаря упрощению процедуры передачи недвижимого имущества за счет усиления прозрачности и надежности системы управления земельными ресурсами Беларусь поднялась на 5-е место в мире по данному показателю в отчете Всемирного Банка «Doing Business – 2017», которое сохранило в отчете Всемирного Банка «Doing Business – 2018», а также «Doing Business – 2019».

 

В тоже время система государственной регистрации стремится к дальнейшему совершенствованию. В настоящее время этот процесс происходит в соответствии с Программой развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014 – 2020 годы. В Программе приведены ориентиры развития системы государственной регистрации, необходимые усовершенствования, оптимизация бизнес-процессов.

Ознакомиться с Программой развития системы государственной регистрации недвижимого имущества на 2014-2020 годы.

ГУП «Национальное кадастровое агентство» ежегодно подготавливает для всеобщего сведения показатели системы государственной регистрации и представляет их в виде Годовых отчетов. С отчетами за предыдущие периоды можно ознакомиться, перейдя по приведенным ссылкам.

Годовой отчет 2010

Годовой отчет 2011

Годовой отчет 2012

Годовой отчет 2013

Годовой отчет 2014

Годовой отчет 2015

Годовой отчет 2016

Годовой отчет 2017