Е-услуги

 

Мой кут

 

Форум

 

Вопросы-Ответы

 

 



 
Лучшие сайты беларуси -
 

 
RATING ALL.BY
 

Архив за 2017 год

Система государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – система государственной регистрации) в современном виде создавалась в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации). Закон о государственной регистрации вступил в силу с 8 мая 2003 года. В 2018 году системе государственной регистрации исполнилось 15 лет.

 

Система государственной регистрации непрерывно развивалась, достигая новых качеств и предоставляя своим клиентам услуги. За период существования системы действует уже третья Программа развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: период с 2003 по 2008, с 2009 по 2013, с 2014 по 2018 годы.

 

К настоящему времени достигнуты следующие значимые показатели развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним:

 

1. Создана стройная система организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним. Система состоит из:

Специально уполномоченного органа государственного управления

 

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

 

Республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

 

ГУП «Национальное кадастровое агентство»

 

Территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним

 

РУП «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

 

 

2. Впервые в Республике Беларусь был создан единый информационный ресурс о недвижимом имуществе, в котором содержится информация о земельных участках, капитальных строениях, незавершенных законсервированных капитальных строениях, изолированных помещениях, машино-местах, предприятиях как имущественных комплексах, правах на них и сделках с ними – Единый государственный регистр недвижимого имущества прав на него и сделок с ним (далее – ЕГРНИ). Наполнение ЕГРНИ как информационного ресурса осуществляется посредством совершения регистрационных действий и внесения исправлений в документы ЕГРНИ в соответствии с действующим законодательством. В 2009 году ЕГРНИ признан базовым информационным ресурсом государства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673).

 

Состав ЕГРНИ и динамика его изменения в 2012-2017 годах

Виды недвижимости

 

2012

 

2013

 

2013

 

2014

 

2014

 

2015

 

2015

 

2016

 

2016

 

2017

2017

Кол-во

Кол-во

% к 2012

Кол-во

% к 2013

Кол-во

% к 2014

Кол-во

% к

2015

Кол-во

% к

2016

Земельные участки

1 829 987

 

1 953 565

 

107%

 

2 094 870

 

107%

 

2 269 454

 

108%

 

2 404 844

 

106 %

 

2 493 525

104 %

Капитальные строения с учетом незавершенных законсервирован-ных капитальных строений

 

2 003 389

 

2 081 608

 

104%

 

2 177 160

 

104%

 

2 255 748

 

103%

 

2 324 300

 

103 %

 

2 381 998

102 %

Изолированные помещения с учетом машино-мест

 

2 323 845

 

2 456 927

 

106%

 

2 651 085

 

108%

 

2 750 467

 

103%

 

2 844 052

 

103 %

 

2 905 497

102 %

Итого

 

6 157 221

 

6 492 100

 

105%

 

6 923 115

 

107%

 

7 275 669

 

105%

 

7 573 196

 

104 %

 

7 781 020

103 %

 

По состоянию на 31.12.2017 ЕГРНИ содержал сведения о следующем количестве зарегистрированных сделок купли-продажи объектов недвижимости, повлекших переход права собственности:

 

Наименование регистрационного округа

Количество

Брестская область

12 138

Витебская область

12 112

Гомельская область

11 618

Гродненская область

10 360

г.Минск

19 986

Минская область

22 958

Могилевская область

9 493

Республика Беларусь

98 665

 

Наполнение ЕГРНИ осуществлялось двумя путями.

·  Формирование документов ЕГРНИ путем перенесения информации о произведенных ранее государственных регистрациях недвижимого имущества и прав на него, содержащихся в организациях, ранее занимавшихся государственной регистрацией и учетом недвижимости в Республике Беларусь. Такое формирование предусмотрено статьей 73 Закона о государственной регистрации.

·  Внесение информации в ЕГРНИ путем совершения регистрационных действий.

 

В настоящее время обновление ЕГРНИ осуществляется не реже 1 раза в час.

 

На сегодняшний день ЕГРНИ является сложным взаимосвязанным информационным ресурсом. В составе ЕГРНИ функционирует значительное количество реестров и регистров (реестр регистраторов, реестр специалистов по технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, реестр классификаторов, система обмена электронными документами, реестр организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним и др). Создана и аттестована система защиты информации ЕГРНИ.

 

3. Впервые в Республике Беларусь создан институт регистраторов недвижимости. К регистратору недвижимости законодательством предъявляются требования (образование, обязательность стажировки, обязательность аттестации). Регистраторы недвижимости наделены исключительным правом в Республике Беларусь вносить информацию в ЕГРНИ. В настоящее время в Республике Беларусь действует 683 регистратора недвижимости, а всего за пятнадцатилетний период в реестр регистраторов была внесена информация о 1756 регистраторах недвижимости.

 

4. При помощи аппаратно-программного комплекса системы государственной регистрации оказываются электронные услуги участникам рынка недвижимости и обществу в реальном масштабе времени путем обеспечения предоставления дистанционного доступа к ЕГРНИ или оказание отложенной электронной услуги.

Организован доступ через Интернет всех заинтересованных лиц к Публичной кадастровой карте Республики Беларусь (далее - Публичная кадастровая карта). В пиковые периоды (после презентации запуска в 2014 году тестовой версии данной системы на телевидении)  было до 10 000 запросов в день. Для сравнения, за 2014 год всего обратилось 63,3 тысячи пользователей из 80 стран мира, включая Республику Беларусь, а за 2015 год – 136 тысяч пользователей из 111 стран мира. В 2016 году было направлено более 226 тысяч запросов от 61 тысячи 139 пользователя из 96 стран мира. В 2017 году к Публичной кадастровой карте обратилось 79 709 пользователей из 101 страны, направив в целом 306 442 запроса.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2014 г. № 737 «О комплексе мер по стимулированию развития инфраструктуры рынка земли и либерализации земельных отношений» 11 декабря 2015 г. Публичная кадастровая карта была принята в промышленную эксплуатацию. В настоящее время Публичная кадастровая карта функционирует как геоинформационная система для предоставления бесплатного открытого доступа к пространственным данным Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; Реестра адресов Республики Беларусь; регистра стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра; единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.

 

Объем Е-услуг за 2017 год приведен в таблице

Наименование информационного ресурса

Количество предоставленных доступов с 01.01.2017 по 31.12.2017

Количество пользователей по состоянию на 31.12.2017

Количество обращений к базе данных регистра недвижимости/количество предоставленных электронных документов с 01.01.2017 по 31.12.2017

Автоматизированная информационная система обмена электронными документами между организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и внешними пользователями

NKA_E_SERVICES

173

1 420

67 613

Системы дистанционного доступа к регистру недвижимости

(NKA_Remote, OZ.NCA.BY, GZK.NCA.BY, info.nca.by)

2 320

10 076

15 219 275

Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС)

1 227

1 639

262 824

Информационное взаимодействие с автоматизированной информационной системой «Расчет-ЖКУ»

0

1

7 300 000

Всего

3 720

13 136

22 849 712

 

5. Совершение регистрационных действий – один из самых значимых этапов формирования системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В 2003 году Законом о государственной регистрации законодателем был установлен максимальный срок совершения регистрационных действий: 14 рабочих дней.

С 30 января 2015 г. для совершения регистрационных действий в отношении большинства объектов недвижимого имущества действуют следующие сроки:

- 5 рабочих дней (общий срок);

- 7 рабочих дней - если объекты недвижимого имущества расположены на территории более одного регистрационного округа;

- 2 рабочих дня – в случае совершения регистрационных действий в ускоренном порядке;

- 1 рабочий день - если регистрационные действия совершаются в срочном порядке и заявление о государственной регистрации подано гражданином и зарегистрировано в журнале регистрации таких заявлений до 16.00 часов, подано индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом не менее чем за два часа до окончания установленного в организации рабочего времени

 (ранее возможность совершения регистрационных действий в срочном порядке не была предусмотрена);

- в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций срок регистрации, как и ранее, составляет 1 месяц.

 

6. Создана система управления качеством совершения регистрационных действий и работ по технической инвентаризации и проверок характеристик недвижимого имущества. Функционирует программа дистанционного тестирования специалистов по технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества.

 

Создана комплексная система управления качеством совершения регистрационных действий, состоящая из подсистем:

а) кадрового обеспечения: включает в себя действующую комиссию по аттестации регистраторов; институт стажеров регистраторов; требования к квалификационной характеристике регистраторов; реестр регистраторов;

б) управления совершением регистрационных действий: включает в себя комплекс нормативных правовых актов и документов методологического характера; комплекс мер по дистанционной поддержке принятия решений регистраторами, систему обмена электронными документами;

в) мониторинга правильности совершения регистрационных действий: включает в себя как сам мониторинг правильности совершения регистрационных действий, так и комиссию по рассмотрению результатов мониторинга регистрационных действий;

г) повышения квалификации регистраторов: включает в себя курсы повышения квалификации регистраторов, техническую учебу.

 

7. Впервые в Республике Беларусь осуществлено нормирование целостности данных ЕГРНИ как информационного ресурса. На постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на поддержание и восполнение уровня целостности ЕГРНИ, достижения и поддержания целостности данных ЕГРНИ на уровне «отличный».

 

8. В 2017 году система государственной регистрации продолжала развиваться с учетом мировой тенденции развития системы электронных архивов и оборота электронных документов.

Замена бумажных архивов на цифровые – одна из важнейших задач совершенствования отечественной системы государственной регистрации. Преобразование регистрационных дел в электронный вид дает множество преимуществ: экономию площадей в зданиях, бумаги, дистанционный поиск документов, экстерриториальность государственной регистрации, экономию на мерах противопожарной безопасности и др.

Данный процесс носит эволюционный характер и основан на создании специализированной архивной открытой информационной системы (далее – АОИС).

В 2017 году проводились работы по сопровождению процесса внедрения архива электронных документов. На основании проводимой эксплуатации в пилотных зонах аккумулировались предложения по развитию АОИС, учитывались процессы наполнения базы, ее быстродействия. Для решения поставленных задач специалистами ГУП «Национальное кадастровое агентство» и агентств по государственной регистрации и земельному кадастру осуществлялся комплекс организационных и программно-технических мероприятий. В 2017 году фактически все агентства по государственной регистрации и земельному кадастру продолжили наполнять собственные электронные архивы, к формированию которых приступили в 2015 году.

Указанные достижения позволили сократить сроки совершения регистрационных действий преимущественно до 2 рабочих дней (в некоторых случаях время совершения регистрационных действий не превышает 1 часа), сформировать стоимость услуги по государственной регистрации, не зависящую от стоимости права собственности, а также максимально сократить число административных процедур при совершении регистрационных действий.

 

9. Результат анализа о количестве и категории дел, рассмотренных судами первой инстанции в 2017 году по вопросам, связанным с недвижимым имуществом.

 

Одним из критериев оценки общего качества системы управления земельными ресурсами страны в рамках отчета Всемирного банка «Ведение бизнеса» является наличие в публичном доступе информации о количестве земельных споров, рассматриваемых судами первой инстанции. Для освещения данного вопроса Верховным Судом Республики Беларусь предоставлен результат анализа о количестве и категории дел, рассмотренных судами первой инстанции в 2017 году по вопросам, связанным с недвижимым имуществом.

 

Категория дел

Всего окончено

Из них с вынесением решения

С удовлетворением иска

Прекращено

Оставлено без рассмотрения

Передано в др. суды

По земельным спорам (по жалобам и искам)

1 035

747

567

229

55

4

О признании права собственности на жилые дома, квартиры

1 446

1 125

949

293

25

3

О разделе жилых помещений

443

206

159

216

18

3

О признании сделок с квартирами недействительными (обмен, купля-продажа и т.д.)

360

261

142

84

11

4

По спорам, связанным с жилой площадью, принадлежащей жилищно-строительным кооперативам, коллективам индивидуальных застройщиков, вытекающим из создания объекта долевого строительства

189

139

105

40

6

4

О расторжении договора найма жилого помещения

2 054

1 649

1 483

362

39

4

 

Достижения системы государственной регистрации не остались незамеченными международным сообществом. Всемирный Банк и Международная финансовая корпорация ежегодно определяют рейтинг инвестиционной привлекательности стран по различным показателям: основание бизнеса, разрешение на строительство, возможность получения кредита, платежи налогов и др. По каждому показателю в отдельности, а также по их совокупности 189 странам присваивается определенный рейтинг. Один из критериев оценки – система «Регистрация собственности».

 

Рейтинг «Регистрация собственности», прежде всего, определяется по таким критериям как стоимость и срок совершения регистрационных действий, количество необходимых для этого процедур, индекс качества земельного администрирования.

С учетом того, что после проведения исследования в 2014 году была изменена методология оценки экономик стран по показателю «Регистрация собственности», в частности, был введен новый критерий оценки «Земельное администрирование»: «Вопросы по общему качеству системы управления земельными ресурсами» (сейчас – «Индекс качества земельного администрирования»), был пересчитан рейтинг за 2014 год, в результате чего Республика Беларусь заняла 6 место в мире.

Согласно отчету Всемирного Банка «Doing Business-2016» Беларусь по критерию «Регистрация собственности» занимала в рейтинге стран 7-е место в мире. Благодаря упрощению процедуры передачи недвижимого имущества за счет усиления прозрачности и надежности системы управления земельными ресурсами Беларусь поднялась на 5-е место в мире по данному показателю в отчете Всемирного Банка «Doing Business – 2017», которое сохранило в отчете Всемирного Банка «Doing Business – 2018».

 

В тоже время система государственной регистрации стремится к дальнейшему совершенствованию. В настоящее время этот процесс происходит в соответствии с Программой развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014 – 2018 годы. В Программе приведены ориентиры развития системы государственной регистрации, необходимые усовершенствования, оптимизация бизнес-процессов. Ознакомиться с Программой развития и Пояснительной запиской к ней возможно, перейдя по нижеприведенным ссылкам.

Программа развития системы государственной регистрации недвижимого имущества на 2014-2018 годы

Пояснительная записка к Программе развития системы государственной регистрации недвижимого имущества на 2014-2018 годы

ГУП «Национальное кадастровое агентство» ежегодно подготавливает для всеобщего сведения показатели системы государственной регистрации и представляет их в виде Годовых отчетов. С отчетами за предыдущие периоды можно ознакомиться, перейдя по приведенным ссылкам.

Годовой отчет 2010

Годовой отчет 2011

Годовой отчет 2012

Годовой отчет 2013

Годовой отчет 2014

Годовой отчет 2015

Годовой отчет 2016

Годовой отчет 2017

Закрыть

Карта сайта