С момента своего появления в 1998 году кадастровая стоимость земель в Беларуси является важным инструментом управления земельными ресурсами. Вместе с тем полноценная централизованная оценка всей территории страны, выполненная по единым подходам на единую дату, была начата ровно 10 лет
назад. Оценка земель по виду функционального использования «жилая многоквартирная зона» по состоянию на 1 июля 2015 года стала важным шагом к более прозрачному и системному учету земельных ресурсов страны.
29 июня 2015 года постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь № 27 была утверждена Инструкция по кадастровой оценке земель, земельных участков населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов, земель, расположенных за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов, определившая централизованный подход к кадастровой оценке.
Заказчиком кадастровой оценки в настоящее время выступает Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь,
а исполнителем – ГУП «Национальное кадастровое агентство». Оценка выполняется на всей территории страны по состоянию на единую дату и осуществляется за счет средств государственного бюджета.
Ранее кадастровая оценка проводилась разными исполнителями с различной периодичностью и могла иметь несопоставимые между собой результаты. Необходимость проведения очередной переоценки определялась местными исполнительными комитетами, поэтому оценка не всегда выполнялась своевременно.

Переход к централизованной оценке обладает рядом значимых преимуществ:
- единые подходы и методология оценки – обеспечивается однородность и сопоставимость результатов по всей территории республики;
-
обеспечение актуальности данных – утвержденная периодичность оценки гарантирует актуализацию информации о стоимости земельных участков на всей территории;
-
повышение объективности – оценка одним исполнителем по согласованным моделям исключается влияние субъективных факторов;
-
повышение эффективности управления земельными ресурсами –кадастровая стоимость используется для множества целей, включая налогообложение, установление начальной цены на аукционах, определение размера арендной платы, определения стоимости земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок купли-продажи, выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, при изъятии их для государственных нужд, а также некоторых иных;
-
оптимизация затрат – централизованный подход позволяет снизить затраты на проведение оценки за счет отсутствия дублирующих процессов.
Основные достижения кадастровой оценки за 10 лет:
- утверждены четыре технических кодекса установившейся практики, регламентирующие подходы и процедуру кадастровой оценки по пяти видам функционального использования земель;
- разработана процедура обжалования кадастровой стоимости;
- проведены два полных цикла оценки территории страны по всем видам использования земель;
- ежегодно оценивается 30-35 тысяч оценочных зон;
- кадастровая оценка полностью переведена на электронный документооборот;
- функционирует и развивается государственный информационный ресурс – регистр стоимости, где в свободном доступе размещена не только кадастровая стоимость и налоговая база земельного налога, но и информация о факторах, использованных при оценке;
- ежегодно в кадастровой оценке задействованы более 20 оценщиков недвижимости, помощников оценщиков недвижимости и ГИС-специалистов, специалисты 143 исполнительных комитетов, представители 7 территориальных агентств по государственной регистрации и земельному кадастру;
- на основании накопленного опыта производятся работы по автоматизации процессов кадастровой оценки.

Кадастровая оценка продолжает свое развитие, внедряя новые технологии. Национальное кадастровое агентство продолжает свою деятельность в направлении создания современной и прозрачной системы кадастровой оценки, отвечающей потребностям государства и граждан.