Мой кут

 

Форум

 

Вопросы-Ответы

 

 



 
Лучшие сайты беларуси -
 

 
RATING ALL.BY
 
Новости в формате RSS

Все новости Информационных ресурсов и E-услуг, Оценки имущества и анализа недвижимости, Формирования недвижимости, Регистрации недвижимости, События

  • 24.06.2020Революция в отчетности

    История кадастровой оценки земель Республики Беларусь насчитывает порядка 20 лет, столько же лет выпускаются отчеты по кадастровой оценке земель. За это время в форме отчетности произошла настоящая революция. Формат отчета о кадастровой оценке земель из документа, составляемого оценщиком индивидуально для каждой территории, превратился в автоматизированный продукт, получаемый путем нажатия одной кнопки. Однако за этим продуктом стоит целая система выстроенных и автоматизированных процессов, которые позволяют формировать полноценный документ, соответствующий требованиям законодательства в области оценочной деятельности. 
    Историю видоизменения формы отчетности по кадастровой оценке земель можно условно разделить на три этапа:

    1. До 2015 г., когда работы по кадастровой оценке земель выполнялись децентрализовано разными организациями по заказу местных исполнительных комитетов. В этот период исполнитель оценки работал над кадастровой оценкой земель определенной территории и по результатам оценки выпускал Заключение и Отчет об оценке этой конкретной территории.
    2.  2015 – 2019 гг.  – переход к систематической централизованной кадастровой оценке земель Республики Беларусь, единым заказчиком которой является Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, а исполнителем – ГУП «Национальное кадастровое агентство». В начале этого периода исполнитель оценки столкнулся с необходимостью выпуска большого объема типовых Заключений и Отчетов об оценке единовременно. В этот период проведена автоматизация большого количества процессов, связанных с формированием итоговых материалов по кадастровой оценке земель.
    3. 2020 г. – дигитализация процессов, выпуск Заключений и Отчетов об оценке в форме электронного документа.

    Электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ.
    Сравнение формы выпуска материалов отчетности представлено в Таблице 1.

     

    Таблица 1 Сравнительный анализ формы выпуска материалов отчетности


    Материалы оценки

    Элемент сравнения

    Период

    до 2015

    2015-2019

    2020

    Заключение

    вид

    бумажный носитель

    бумажный носитель, электронная копия

    электронный документ

    процесс

    мануальный

    автоматизированный

    автоматизированный

    Отчет

    вид

    бумажный носитель

    бумажный носитель, электронная копия

    электронный документ

    процесс

    мануальный

    автоматизированный

    автоматизированный

    Форма К1*

    вид

    бумажный носитель, электронная копия

    бумажный носитель, электронная копия

    электронный документ

    процесс

    мануальный

    автоматизированный

    автоматизированный

    Форма К2*

    вид

    бумажный носитель, электронная копия

    бумажный носитель, электронная копия

    электронный документ

    процесс

    мануальный

    автоматизированный

    автоматизированный

    Форма К3*

    вид

    бумажный носитель, электронная копия

    электронная копия

    электронный документ

    процесс

    мануальный

    автоматизированный

    автоматизированный

    Тематические слои исходной информации

    вид

    бумажный носитель, электронная копия

    электронная копия

    электронный документ

    процесс

    мануальный

    автоматизированный

    автоматизированный

    Расчетные таблицы

    вид

    бумажный носитель, электронная копия

    электронная копия

    электронный документ

    процесс

    мануальный

    автоматизированный

    автоматизированный

    * Форма К1 – результаты кадастровой оценки земель оценочных зон, оформленных в виде картографического материала;
    Форма К2 – результаты кадастровой оценки земель оценочных зон, оформленных в табличном виде;
    Форма К3 – результаты кадастровой оценки земельных участков, оформленных в табличном виде.

    Далее разберем преимущества и недостатки перехода на автоматизированные процессы и на внедрение отчетности в форме электронного документа.
    Под автоматизацией процессов понимается комплекс программных средств, позволяющий осуществлять управление самим процессом с минимальным участием человека либо без такового в принципе.
    В ГУП «Национальное кадастровое агентство» процесс автоматизации отчетности можно представить следующим образом:



    Внедрение электронного документа в качестве формы представления материалов по кадастровой оценке земель имеет ряд преимуществ:

    1. сокращение бумажного документооборота;
    2. сокращение затрат на хранение бумажных документов;
    3. оптимизация процессов;
    4. цифровизация бизнес-процессов.

    Помимо очевидных преимуществ переход от выпуска Заключений и Отчетов на бумажных носителях к форме электронного документа имеет ряд недостатков и сложностей, которые еще предстоит решить:

    1. Нехватка знаний и опыта использования электронных документов как у исполнителя оценки, так и конечного потребителя – исполнительных комитетов.

    Этот факт влечет за собой издержки в виде дополнительного и подробного изучения законодательства в области электронного документооборота, а также создания дополнительных инструкций для специалистов исполнительных комитетов в отношении пользования электронными документами.

    1. Требования законодательства в области оценочной деятельности в отношении оформления документов оценки.

    Так, например, обязательное для использования ТКП 52.0.01–2018 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Общие положения» четко регламентирует требования к содержанию и оформлению Заключений и Отчетов об оценке, некоторые из которых невозможно соблюсти в полном объеме при выпуске документов оценки в форме электронного документа. Например, требования к подписанию Заключения об оценке, согласно п.9.3.2, на оборотной стороне листа, который физически отсутствует в электронном документе.

    1. Требования законодательства в области оценочной деятельности в отношении продления срока действия свидетельства об аттестации.

    Так, например, существуют требования о предоставлении заверенной копии Заключения и Отчета об оценке, что подразумевает печать бумажной копии электронного документа, и исключает возможность предоставления копии документов оценки в электронном виде.
    Несмотря на достаточное количество сложностей, связанных с внедрением формы электронного документа (как законодательных, так и технологических), нет сомнений в преимуществах, которые нам дают автоматизация процессов и переход к использованию электронных документов: сокращение затрат на оформление и хранение документов, сокращение фактора человеческих ошибок, внедрение новых современных технологий, которые стимулируют обучение и развитие персонала.

     

Вернуться к полному списку

Закрыть

Карта сайта